Интервью с призером ежегодного престижного международного конкурса архитекторов ARDA Ильгаром Алиевым
Гость minval.az - член Союза Архитекторов Азербайджана, член Американского Института Строительного Дизайна (AIBD - The American Institute of Building Design), старший преподаватель кафедры архитектурного проектирования и градостроительства Азербайджанского Архитектурно Строительного Университета, автор, заказанного компанией RoyalHaskoningNiderland B.V., эскизного проекта вокзальной части порта в поселке Алят, более 80-ти частных малоэтажных домов и более 50 интерьеров, архитектор Ильгар Алиев.
- Ильгар бей, разрешите поздравить Вас! Нам стало известно, что 18 июля Вы стали в очередной призером ежегодного конкурса ARDA, который в этом году прошел в Пасадене (штат Калифорния, США). Вы, кажется, крепко прописались в этой организации: дважды Вы становились победителем конкурса HomeStylesDesignCompetition по номинации Unbuild Design в 1997 и в 1987 гг., а в 2008 году стали обладателем второго места The American Residential Design Awards (ARDA) по номинации Conseptual Design. И, наконец, в этом году Вы повторно поднялись на вторую ступеньку пьедестала почета по этой же номинации. Что вы предложили на суд жюри в этот раз?
- Мое пристрастие к ARDA объяснить несложно. Это всеми признанная и единственная в своем роде Национальная организация архитекторов, занимающаяся поддержке и продвижению архитекторов и проектировщиков жилья. Членами AIBD могут стать архитекторы, специализирующиеся в проектировании жилья, зарекомендовавшие себя как профессионалы высокого уровня, обладающие деловой этикой. В AIBD была основана в Калифорнии в 1950 году. В эту организацию, помимо архитекторов США, входят специалисты 48 стран, в том числе Канады, Европы, Азии, Австралии и из Багам. Замечу, что на конкурсах ARDA архитекторы выступают от имени своих государств и, таким образом, я представлял Азербайджан.
Кстати, 30 сентября я был приглашен в посольство США, где состоялась встреча с г-ном Стефаном Гаисом - советником посла по связям с общественностью.
Он с большим радушием принял меня, ознакомился моими достижениями в США и Азербайджане поздравил с недавней победой на конкурсе ARDA в Пасадене, пожелал успехов и выразил готовность оказать содействие нашим архитекторам в образовании и совершенствовании.
Я, со своей стороны, также поблагодарил его за радушный прием, поздравления, добрые пожелания и приглашение в 2009 году на семинары по градостроительству в университетах США в рамках программы World Open при финансовой поддержке Конгресса США.
Что касается представленной мной на конкурс работы, то это был проект частного дома в 10 метрах от берега. Дом расположен на двух островках – на одном живут родители, а на другом - дети. Взрослую и детскую половины дома объединяет застекленный мост над водой. Идея в том, что взрослые и дети живут, конечно же, вместе, но в тоже время как бы раздельно.
- Что побудило Вас выдвинуть эту идею?
- Это такая философия – и вместе, и отдельно. В наше время дети, достигнув совершеннолетия, не всегда воспринимают мир родителей. Как, впрочем, и родители далеко не всегда воспринимают мир детей.
Конечно, в таком случае можно построить на одном участке два дома. Но я думал о том, как ежедневно собирать вместе всю семью. Вот и получается, что во время завтрака и ужина вся семья собирается воедино. А дом оказался на островах потому, что заказчик хотел дом на берегу моря, а я случайно узнал, что есть два маленьких острова. Конечно, все это пока на бумаге и может так случиться, что дом не будет построен.
- Скажите, почему Баку нередко застраивается зданиями, которые не отвечают самым простым эстетическим требованиям. Почему строится множество безликих зданий?
- Ну, это проблема не только Баку. К сожалению, все здания не могут быть шедеврами. Хотя бы потому, что в большинстве случаев, они отражают вкус заказчика. И потом, совсем не обязательно, чтобы то, что кажется привлекательным для одних, нравилось всем. Кроме того, то, что представляется сегодня красивым, не обязательно будет считаться таким и завтра. И наоборот, может оказаться, что наши потомки будут восторгаться тем, что нам кажется не совсем, или даже совсем не эстетичным.
Приведу такой пример. Эйфелева башня, всемирно известная как символ Парижа, задумывалась как временное сооружение - башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.
От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, - это была эпоха внедрения радио. В то время многие были против этого сооружения, но, как видите, оно стало главным символом Парижа.
- Почему наши пригороды в Баку, Гяндже и в других городах, так не похожи на аккуратные ухоженные пригороды Европейских городов? Или, скажем, существует коттеджная застройка, на которую сделана ставка в США. Но у нас вариант «одноэтажной Америки» почему-то неизменно отличается отсутствием нормальной разбивки земельных участков, тротуаров, скверов, объектов общественного обслуживания, инфраструктуры и т.д.?
- Потому, что в Азербайджане, как впрочем, на всем постсоветском пространстве не развито инженерное градостроительство. Вообще нет такого понятия. Исключение, пожалуй, составляют страны Балтии.
В советское время во главу угла ставилось решение в первую очередь строительно-технических и лишь во вторую архитектурно-художественных задач. А о решении санитарно-гигиенических, общественно-экономических проблем вспоминали в последнюю очередь, да и то не всегда.
Впрочем, это не удивительно: заказчиком, строителем и приемщиком жилых домов (кроме малоэтажных), различных объектов выступало исключительно государство. К тому же, государству нужно было построить как можно больше жилья, пусть и не очень комфортного, главное, чтобы подешевле и побыстрее. Понятно, что ни у кого не было никакого желания, что-то менять, улучшать нормативы.
Инженерное градостроительство предусматривает совсем иное – комплексное решение общественно-экономических, санитарно-гигиенических проблем. Поэтому в этой сфере градостроительства должны быть задействованы не только и не столько архитекторы, но и представители других профессий – социологи, футурологи, прогнозирующие путем экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций будущие потребности каждого человека на 10, 20 на 50 лет вперед. Все должно быть рассчитано - дороги, торговая сеть, связь, снабжение электричеством, водой, газом и многое другое.
Как уже было сказано, в советское время все эти задачи хоть как-то решало государство. Сегодня государство, к примеру, не занимается открытием торговых объектов, этим занимается частный сектор. И в результате получается хаос, каждый делает, что ему заблагорассудится. Понятно, что государство не должно указывать частному сектору где, что делать. Но оно должно рассчитывать - где и что должно быть, или наоборот - не должно быть, давать рекомендации, а нарушителей закона строго наказывать.
Особо стоит коснуться распределения земельных участков. Оно, в первую очередь, должно осуществляться по зонам, и размеры участков на этих зонах должны нарезаться с учетом того, сколько человек будет жить на этом участке, и прочих нормативов. Причем, необходимы новые нормативы, базирующиеся на принципе - все для удобства человека. Но у нас, как в бывшем «совке», все планируется на основе общественных интересов.
И еще один момент. Если ознакомиться с картой поселка, до того как там начали строить, то увидим, что его территория поделена на участки строго в шахматном порядке. Но затем, ретивые застройщики начинают расширять границы отведенных им участков. Хотя, закон это запрещает. Но чего стоят запреты? Люди добиваются своего с помощью всякого рода обходных путей.
В США, если кто-то хоть на сантиметр нарушит границу своей территории, то он сразу же подвергнется аресту. На него тут же наденут наручники, и начнется судебное разбирательство. И если суд докажет, что незаконный захват территории совершен сознательно, то нарушителя ждет тюремная камера.
- На ул. Физули городские власти разбили «Зимний парк». Парк красивый, большой, но очень уж не удобный. Проектировщики не предусмотрели пешеходных пандусов, проходы для инвалидных колясок, достаточное количество пешеходных переходов в парк. К тому же, в парке маловато деревьев и даже когда эти деревья разрастутся спустя много лет, в летний зной там будет не очень-то и комфортно. Что Вы можете об этом сказать?
- Я знаком с архитекторами, которые проектировали этот парк. Они - профессионалы своего дела и отлично знают, где необходимы проходы, пешеходные дорожки и прочее. Это вина строителей, которые не думали о человеке. Для них главным было быстро сдать объект и отчитаться. В итоге построили большой красивый парк для общества, но не для человека.
Или другой пример: в столице начали строить гаражи для парковки автомобилей, что очень здорово. Но создали ли эти гаражи комфорт для жителей? Сомнительно. Человек, к примеру, собрался купить пиджак и приехал с этой целью в магазин и припарковал в гараже свою машину. Но в этом магазине не оказалось подходящего пиджака. Тогда, он вынужден продолжить свои поиски и ехать в другом направлении, парковаться вновь и вновь. И так, до тех пор, пока не завершится процесс покупки. Выходит, он должен затрать львиную долю своего свободного времени парковке. Чтобы избавить людей от этих неудобств, необходимо расположение торговых объектов, объектов бытового обслуживания и т.д. по зонам. Это и есть один из элементов инженерного градостроительства.
- Как вы относитесь к строительству в Баку таких сверх-помпезных сооружений как, Музей Ковра, проект которого разработали Франс Янс и Валтер Мари, Центр Гейдара Алиева знаменитой Захи Хадид или скажем, Flame Towers Барри Хьюза? Как ни странно именно эти сооружения стали считаться символами Баку.
- Государство этим гордится, ведь, это на самом деле престижно. Это высокое искусство. Эти сооружения уникальны с инженерно-технической точки зрения. Они эстетичны и украшают город. И, наконец, они будут принадлежать истории. Неправы те, кто говорят, - вот, мол, возвели гигантское сооружение, затратили колоссальные средства, а отдачи от него никакой. Бывает, строят гигантские памятники, которые обходятся во многие миллионы долларов, но не окупают расходы. Тем не менее, есть вещи, которые деньгами не измеряются. Не стоит ждать прямой выгоды от имиджевых сооружений. Такие сооружения приносят выгоду опосредованно. К тому же, не будем забывать, что архитектура - это самовыражение заказчика. И еще это значит, что наше правительство хочет представить миру Азербайджан.
- Каковы перспективы азербайджанской архитектурной школы?
- Вообще-то, в этом плане я оптимистичен. Недавно, 22-29 сентября в Санкт-Петербурге состоялся XXII международный смотр-конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну. Азербайджан представил на конкурс 12 выпускных работ и 6 магистерских диссертаций по специальностям архитектурного факультета градостроительство, здания и сооружения, дизайн, архитектурные памятники.
Представьте себе, что все представленные на конкурс работы были удостоены почетных дипломов: 10 человек получили дипломы I степени, 7 - II степени, а 1 - III степени. Причем, одна выпускная работа была удостоена почетного диплома Союза Архитекторов РФ, а магистерская диссертация - почетного диплома Международной Ассоциации Союза Архитекторов.
По новым правилам международного конкурса, руководители победителей также были награждены лауреатскими дипломами Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию. Доцент кафедры дизайна Т.Ш.Бакирова, принимавшая участие в конкурсе по номинации «Учебники и учебные пособия», была удостоена звания лауреата как автор учебника «История Дизайна». Это несомненный успех факультета архитектуры Азербайджанского Университета Архитектуры и Строительства, который свидетельствует о нашей конкурентоспособности с известными архитектурными школами.
Кстати, мы сумели добиться того, что в 2014 году международный смотр дипломных работ архитектурных факультетов многих стран пройдет в Баку. А тех, кого интересуют работы наших молодых архитекторов, я приглашаю посетить свой сайт www.architecture.az.
Беседовал Салех Устаджлы