Е.В. КАЙДАЛОВА,
Декан факультета архитектуры и дизайна ННГАСУ, канд.арх., доц.
УДК 72.03:712
В статье прослежены формирование и эволюция феномена лабиринта в искусстве и архитектуре. Рассмотрены трансформации архетипа во времени при его географическом распространении. Выявлено две основных концепции лабиринта – это путь и путаница. Для них составлена развернутая типология, учитывающая общий вид, назначение, место, время и тип геометрического построения.
Среди самых ранних примеров лабиринта – петроглифы бронзового века, обнаруженные в Средиземноморском бассейне (цв. вкл., рис.1). Именно здесь следует искать истоки лабиринта. В Англию и Ирландию лабиринт попал благодаря микенским первопроходцам. Северные лабиринты, расположенные на побережье, указывают на их распространение, благодаря мореплавателям. В Индию он проник в результате похода Александра Великого. Далее схема лабиринта попала на острова Яву и на Суматру.
Самое раннее изображение символа лабиринта, найденное в гробнице в Лудзанасе (Сардиния), относится к середине III тыс. до н.э. О существовании слова «лабиринт» можно говорить со II тыс. до н.э. Микенская глиняная табличка, обнаруженная в Кноссе (1400 г. до н.э.), содер-жит упоминание лабиринта как некого сооружения-святилища. Изображения лабиринта встречается на кносских монетах V–III вв. до н.э. (цв. вкл., рис.1). Очевидно, это тот знаменитый лабиринт, который был рас-положен в Кносском дворце.
Многое говорит в пользу теории, согласно которой термин «лаби-ринт» первоначально обозначал танец, исполняемый цепочкой взявших-ся за руки людей, движущихся по строгой графической схеме. Нанесен-ная на танцевальную площадку схема предписывала последовательность движений. Орхестра Кносского дворца прочерчена спиральными линиями лабиринта. Описание танца дает Гомер и Плутарх [2, 4].
В лабиринте критского или кносского типа (по месту нахождения) (Рис.1) наружная линия четко разграничивает внутреннее и внешнее пространство. В периметре имеется только одно отверстие. Именно здесь начинается извилистая дорожка в семь «колец», которые, органи-зованы не в последовательном порядке. Лабиринт не разветвляется, единственно возможный путь ведет к центру-тупику. Дорожка заполняет все внутреннее пространство и следует максимально возможным непря-мым путем; несколько раз проходит мимо центра; неизбежно выводит к центру, где и заканчивается; вернуться к месту входа можно только по той же дорожке.
Немало древних каменных лабиринтов было построено на севере Европы. Одну из разновидностей северных лабиринтов называют скандинавскими. Они имеют различную геометрию построения. Кроме лабиринтов кносского типа, встречаются круглоспиральные, биспиральные с выходом «навылет», концентрическикруговые и квадратные – Иерихоны (цв. вкл., рис.1). Скандинавские лабиринты устраивались из боль-ших и маленьких камней, уложенных на землю. Определить точные да-ты создания каменных лабиринтов проблематично. Некоторые из них считают созданными в VI в. до н.э., другие – в средневековье, но большинство относят к XVI–XVIII вв. Ареал их распространения – русский Север (побережье Белого и Баренцева морей, Кольский полуостров и острова Соловецкого архипелага), Швеция, Финляндия и Норвегия, есть примеры в Великобритании. [10, 11]
Скандинавские лабиринты имеют названия, образованные от древних крепостных городов, как, например, Вавилон, Иерихон, Константинополь, Иерусалим, Ниневия, Париж. Есть лабиринты, названные женскими именами или имеющие собственные имена: «каменный танец», «замок Тролля», «круглый замок», «ограда великана». Финны некоторые лабиринты называют «сад Йатули» в честь йатулов, мифической народности [11].
Вопрос о назначении лабиринтов пока не получил окончательного научного разрешения. Наиболее распространены гипотезы о проведении с помощью лабиринтов обрядов, связанных с плодородием. Вполне возможно, что лабиринт был местами развлечений и хороводных танцев культового характера, к примеру, при встрече и проводах времён года, сборе урожая, открытии и закрытии сезонов охоты. В легендах Север-ной Европы лабиринты служат для проходов в подземные миры, где живут «маленькие народы» – гномы, кобольты, феи, эльфы, пикты.
Большинство исследователей считают лабиринты объектами религиозного назначения, связывая их с культом мертвых и обрядом инициации [12]. В беломорских письменах каменные лабиринты Вавилоны связываются посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших. Существуют еще более фантастические версии назначения лабиринтов. [9]
Вторая разновидность северных лабиринтов – английские торфяные (Рис.1-и). Они отличаются от скандинавских только технологией строительства: верхний слой почвы – дерн – срезали и удаляли, создавая, таким образом, борозды. В пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» говорится непосредственно о торфяном лабиринте. [5] Описывается игра «Мельница», суть которой состоит в том, чтобы пройти хороводом лабиринт и прогнать зиму (или другое время года). Отсюда мы узнаем, что в Англии торфяные лабиринты использовались для танцев, игр, праздников и обрядов.
Использование материалов сайта разрешается только с указанием прямой активной ссылки на сайт.